г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 28

Получить консультацию и вызвать агента можно по телефону (звонок бесплатный)

+7(343) 219-31-19

г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 28

Похоронное дело РФ

Похоронное дело Российской Федерации

  •   самостоятельный вид деятельности в соответствии с гл. IV Федерального закона     

№8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

  •  организуется органами местного самоуправления

(за искл. городов Москвы и Санкт-Петербурга)

  •  услуги по погребению оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами МСУ (и другими предприятиями)

Характеристика отрасли

  •    в общей структуре бытовых услуг процент ритуальных составляет около 8-9%
  •   похоронных предприятий около 10 тыс., из них около 60-

70% частной формы собственности

  •    более половины похоронных предприятий – субъекты малого предпринимательства, в т.ч. микропредприятия
  •   годовой объем реализации около 100 млрд. руб. (услуги по организации похорон, без намогильных сооружений, в т.ч. около 9 млрд. руб. бюджетных средств)
  •    в стране около 600 тыс. кладбищ, 15 крематориев (общий процент кремации не превышает 10%)
  •  ежегодная потребность в отведении новых земель под погребения – 250-300 га

ПОХОРОННОЕ ДЕЛО

Похоронное хозяйство

Похоронный сервис

Минрегион

Росстрой

Роспотребнадзор

Минэкономразвития

Минздравсоцразвития

Роспотребнадзор

ФАС России

Земельное и строительное законодательство,

ТР по безопасности зданий и сооружений, СНиП, СанПиН

Законодательство о защите прав потребителя, о конкуренции, правила оказания услуг, стандартизация

2 составляющие

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (ОКУН)

ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163

019500

5

Ритуальные услуги

019501

0

Услуги приемщика заказов службы по организации похорон

019502

6

Подача объявлений, некролога, составление текстов траурной речи, оповещение родственников

019503

1

Прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда поминания

019504

7

Услуги организатора ритуала по похоронам

019505

2

Услуги по захоронению

019506

8

Услуги крематориев

019507

3

Услуги по уходу за могилой

019508

9

Услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений

019509

4

Заключение договора на организацию похорон,  уход за могилой по предварительному заказу

019510

9

Изготовление гробов, в т.ч. цинковых

019511

5

Изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд

019512

0

Изготовление надгробных сооружений из цемента, с мраморной крошкой, из природного камня и искусственных материалов и их реставрация

019513

6

Изготовление временных надгробных сооружений из различных материалов

019514

1

Надписи на памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках

019515

7

Высечка барельефов, выполнение графических  портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п.

019516

2

Изготовление оград, памятников, венков из металла

019517

8

Пошив, изготовление и прокат похоронных принадлежностей

019518

3

Оформление прав пользования земельными участками  (для строительства и реконструкции воинских  кладбищ, установки памятных знаков) и выполнение   проектов строительства и реконструкции воинских кладбищ

019519

9

Проведение работ по отводу земельных участков для строительства и реконструкции воинских кладбищ

019520

4

Выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту воинских кладбищ согласно проекту

019521

2

Установка и ремонт ограды, памятных знаков, освещения, устройство пешеходных дорожек, посадка зеленых насаждений на воинских кладбищах

019522

5

Уход за воинскими кладбищами и памятными знаками

019523

0

Поиск российских (советских) и иностранных воинских захоронений и непогребенных останков

019524

6

Проведение эксгумации, транспортировка и перезахоронение останков

019525

1

Предоставление технических средств для поиска воинских захоронений, эксгумации и перезахоронения останков и для строительства ритуальных объектов и ухода за ними

019526

7

Предоставление информации по проведению работ по перезахоронению останков погибших российских (советских) и иностранных военнослужащих и        персональному учету похороненных

019527

2

Создание фильмов о перезахоронении останков  погибших российских (советских) и иностранных военнослужащих

019528

8

Сооружение склепов и мемориальных комплексов                                                                                  Выделенные позиции вводятся в ОКУН с 01.04.2011

019529

3

Услуги по бальзамированию трупа

019530

9

Услуги по санитарной и косметической обработке трупа

019531

4

Предпохоронное сохранение тел умерших

019532

6

Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (крематорий)

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР

ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОКВЭД)

ОК 029-2001, введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст

Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг

Код ОКВЭД: 93.03

Раздел: Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Эта группировка включает:

— захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и т.п.

Эта группировка не включает:

— предоставление религиозных ритуальных услуг, см. 91.31

— продажу похоронных принадлежностей, см. 52.48.34

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР

ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ (ОКДП)

ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17

9310000 УСЛУГИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ

9313000   УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОН, ЗАХОРОНЕНИЮ И КРЕМАЦИИ

9313100 Услуги по оформлению документов и заказов на услуги,  связанных  с захоронением

9313101 Оформление  документов о смерти

9313102 Оформление заказа на предметы похоронного ритуала (гроб, венки, ленты и прочие)

9313103 Обеспечение   доставки   предметов   похоронного   ритуала   по указанному адресу

9313104 Заказ на обслуживание автотранспортом

9313105 Заказ траурного музыкального сопровождения

9313106 Оформление  документов на захоронение с администрацией кладбища

9313107 Услуги по отводу участка для захоронения гроба с телом, урны  с прахом или на нишу для установления урны с прахом в колумбарии, повторному захоронению 9313108   Оформление услуг парикмахера,  косметолога, бальзамировщика или санитара по уходу за трупом 9313109   Услуги по организации похорон прочие

9313110   Подача   объявлений,   некролога,  составление текстов траурной речи, оповещение родственников

9313120   Прокат  зала  и  его  оформление  для  проведения   гражданской панихиды, обряда поминания

9313130   Услуги организатора ритуала  по  похоронам  (организация выноса знаков отличия умершего,  венков, гроба, организация похоронной процессии, ее сопровождение, встреча и размещение родственников и знакомых у гроба,  установление порядка  произнесения  речей, приглашение на  обряд  поминания  и  проведение этого обряда и прочие)

9313140   Услуги по захоронению (рытье могилы, музыкальное сопровождение, опускание гроба в могилу, засыпка могилы и прочие)

9313150   Услуги крематориев

9313160 Услуги патолого-анатомических бюро

9313161 Услуги   патолого-анатомических   бюро  - содержание  трупа  в  холодильной камере

9313162 Услуги патолого-анатомических бюро - бальзамирование трупа

9313163 Услуги патолого-анатомических бюро - туалет трупа

9313170   Услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений

9313180   Заключение договора на организацию похорон

9313190   Изготовление гробов, в  том числе цинковых (для транспортировки трупа в другую местность)

9313200   Изготовление траурных венков, искусственных цветков, гирлянд 9313250   Изготовление надгробных сооружений

9313251  Изготовление  надгробных сооружений  из  цемента,  с  мраморной крошкой,  из природного камня и искусственных материалов  и  их реставрация 9313252   Изготовление  временных  надгробных  сооружений  из   различных материалов

9313253 Надписи  на  памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках

9313254 Высечка  барельефов,  выполнение   графических   портретов   на  памятниках, скульптурные работы и прочие

9313260   Изготовление оград

9313270  Пошив и изготовление  похоронных принадлежностей (подставки для гроба,  постели,  покрывал  для  гроба,   траурных  нарукавных повязок, подушечек для наград, траурных лент, кассет с траурной музыкой и прочих)

Минэкономразвития России

Минрегион России

Росстрой

Минздравсоцразвития России

Роспотребнадзор

Структура              Минобороны России управления   Минобрнауки России похоронным Минпромторг России

Росстандарт (Ростехрегулирование)

                                               делом                                                                                                                  Минюст России (органы ЗАГС)

ФАС России

Торгово-промышленная палата РФ Государственная Дума РФ (Комитет по

делам ветеранов)

Общественные (саморегулируемые) организации

Рекомендации парламентских слушаний на тему:

«О практике применения Федерального закона

«О погребении и похоронном деле», 21 октября 2003 года

Исходя из представленного анализа участники парламентских слушаний выделяют следующие ключевые проблемы:

  • федеральная законодательная база похоронного дела нуждается в существенной доработке, а региональная – развита неудовлетворительно;
  • отмена лицензирования деятельности по оказанию услуг по погребению и отсутствие системы стандартов в отрасли приводят к свертыванию государственного и муниципального регулирования этой деятельности, снижению уровня защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей;
  • фиксированный размер стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе (1000 рублей), в значительной мере не покрывает реальных затрат специализированных служб, осуществляющих погребение, что приводит к ухудшению их финансового состояния;
  • отсутствуют правоустанавливающие документы по созданию и эксплуатации кладбищ, выделению для них земельных участков; не определен порядок пользования местами захоронений;
  • слабо развита информационная и научная базы похоронного дела; отсутствует единая система учета захоронений в муниципальных образованиях, на региональном и федеральном уровнях, что значительно затрудняет поиск мест захоронений граждан;
  • не определены квалификационные требования к работникам похоронной службы; отсутствует единая система аттестации, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;
  • нет четкого механизма взаимодействия между участниками сферы похоронных услуг: федеральными, региональными и местными органами власти, государственными (муниципальными) и частными похоронными службами, органами ЗАГС, медицинскими учреждениями, органами социальной защиты;
  • не определен порядок создания, работы, поддержки, контроля деятельности и финансирования специализированных служб по вопросам похоронного дела;
  • в неудовлетворительном состояние находятся многие муниципальные, особенно сельские, кладбища; средства на их содержание, благоустройство и охрану не выделяются; по фактам вандализма и надругательства на кладбищах не применяются реальные меры административной и уголовной ответственности;
  • отсутствует статистическая отчетность о количестве кладбищ (крематориев) и занимаемой ими площади.

Рекомендации парламентских слушаний на тему

«Социально-экономические аспекты совершенствования законодательства в сфере похоронного дела», 22 марта 2007 года Проблематика:

Во-первых, несоответствие законодательства требованиям рыночной экономики и практике организации похоронного дела. Похоронные услуги в России оказывают около 10 тыс. предприятий, почти половина из которых частной формы собственности. Годовой оборот в данной сфере составил в 2006 году более 27 млрд. рублей. В отрасли занято более 40 тыс. человек. На территории страны насчитывается около 60 тыс. кладбищ. Среднегодовая суммарная потребность в выделении земель под новые погребения составляет 250-300 га.

Основным источником инвестиций в развитие похоронного дела, наряду с различными бюджетными средствами, становится частный капитал. Во многих населенных пунктах похоронное дело существует только за счет индивидуального предпринимательства. При этом в Федеральном законе о погребении даже не предусмотрено частное инвестирование и создание похоронных объектов различных форм собственности.

Взятый Правительством России экономический курс предполагает ликвидацию убыточных муниципальных предприятий. Закон же до сих пор ориентирован на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления, и не предусматривает практикуемые принципы муниципального заказа. При этом часто нарушаются нормы законодательства о конкуренции. Не отрегулированы вопросы участия похоронных предприятий во владении и управлении ключевыми объектами отрасли – кладбищами и крематориями. Следует отметить, что в России кремируется порядка 7-8% умерших, действует 13 крематориев в 9 регионах, тогда как в зарубежных странах кремации подвергаются до 80-90% умерших, функционируют сотни крематориев. Развитие кремации тем более актуально, что в России много территорий (районов), где из-за природных и климатических условий подготовка могил крайне затруднительна.

В законодательстве целесообразно также предусмотреть и иные способы погребения, применяемые за рубежом.

Во-вторых, отсутствие должного внимания со стороны федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. На федеральном уровне нет единого органа, отвечающего за похоронное дело и координирующего деятельность различных министерств и ведомств Российской Федерации, ответственных за конкретные вопросы погребения.

Во многих регионах до настоящего времени не созданы специализированные службы и попечительские советы по вопросам похоронного дела. Далеко не все субъекты Российской Федерации приняли нормативноправовые акты о погребении и похоронном деле. Их отсутствие исключает возможность систематизированной работы по обеспечению нормального функционирования предприятий отрасли.

В ряде регионов за развитие отрасли отвечают две-три административные структуры. Например, работу кладбищ курирует коммунальная служба, а деятельность по приему заказов, реализации похоронных принадлежностей, транспортному и обрядовому сервису  подразделение потребительского рынка или малого бизнеса. Морги, как структурные подразделения медицинских учреждений, вообще выпадают из отраслевой структуры, действуя по своим правилам и ценам. Не решены вопросы нормативного, методического и финансового обеспечения деятельности кладбищ, особенно сельских.

В-третьих, остается пробел в земельном законодательстве, которое не включает понятия «кладбище» и

не определяет особого статуса земли, выделяемой под его сооружение. Отношения, возникающие при выделении земель для организации мест погребения, не урегулированы. В то же время статья 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантирует бесплатное предоставление участков земли для погребения.

Стоимость земель, которые муниципалитеты должны выкупать и выводить из лесного фонда или из

сельхозоборота, огромна. В среднем, затраты на сооружение нового кладбища площадью 40 га (размер кладбища, определенный Федеральным законом) могут составить 500-800 млн. руб. Особенно остро недостаток земли для нужд похоронного дела ощущается в крупных городах и мегаполисах, где она намного дороже. Таким образом, ни органы местного самоуправления, ни похоронные предприятия не могут позволить себе приобретать земли для сооружения кладбищ.

                                                                    Частично           проблема          могла        бы          решаться         за        счет           использования            бесхозных                                                могил                 после

перезахоронения останков из них в колумбариях и на Полях Памяти, но эти вопросы также не затрагиваются существующим законодательством. В результате мы имеем кладбища, где по 20 и более процентов мест захоронения не имеют ни хозяев, ни сведений о погребенных.

В-четвертых, исполнение государственных обязательств при погребении становится практически невозможным. С момента принятия Федерального закона о похоронном деле в 1996 году норма финансирования на обеспечение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной для граждан основе не изменилась, и не превышает одной тыс. рублей. В таком же размере выплачивается социальное пособие на погребение. При этом фактические затраты на оказание гарантированного перечня услуг на территории Российской Федерации составляют по усредненному показателю около 8 тыс. руб. (по данным исследования Минэкономразвития России и Союза похоронных организаций и крематориев). Порядок установления стоимости гарантированного перечня услуг, прописанный в законе, не работает. Все попытки увеличить ее наталкиваются на возражение Правительства Российской Федерации.

Таким образом, исполнение гарантии, установленной государством, объективно перекладывается на хозяйствующие субъекты.

Повсеместно нарушаются права по исполнению волеизъявления умерших, бесплатному нахождению тел умерших в моргах. Требуется уточнить юридический статус лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Пути решения этих и других проблем предложены в проекте Концепции нормативно-правового регулирования похоронной отрасли, разработанном Союзом похоронных организаций и крематориев при поддержке Минэкономразвития России с участием всех субъектов Российской Федерации. В проекте указывается в каком направлении необходимо осуществлять социально-экономические преобразования, сформулированы приоритетные задачи по изменению законодательства о похоронном деле.

Полный текст рекомендаций см. на сайте

Союза похоронных организаций и крематориев

Основные факторы, влияющие на организацию похоронного дела

n   экономические (в том числе уровень налогообложения, уровень доходов населения и потребительских цен, пакет социальных гарантий в части погребения, система государственной поддержки похоронной службы и т.д.);

n   научно-технический прогресс;

n   демографические;

n   социально-культурные;

n   конфессиональные (вероисповедальные);

n   национальный состав населения;

n   уровень развития нормативно-правовой базы;

n   вопросы экологии и землепользования;

n   уровень развития рынков похоронных услуг (конкуренция);

n   способы ведения кладбищенского хозяйства (уровень внедрения кремации, иных экономичных способов погребения);

n   этико-моральные (культура погребения и культура памяти, информационные системы, работа СМИ);

n   уровень активности общества в вопросах развития похоронного дела (работа органов власти, негосударственных некоммерческих организаций, ассоциаций и т.д.).

Основные направления деятельности похоронных предприятий

Funeral Management Directions

1.     Административно-экономическая деятельность

осуществляется на внутреннем и внешнем уровне. К ней можно отнести управленческо-координационную работу, контроль, вопросы планирования, менеджмента, маркетинга, в т.ч. разработку и продвижение новых видов и форм обслуживания, внедрение концепций комплексного обслуживания, поиск партнеров, организацию рекламных компаний и т.д. Здесь многие аспекты являются общими для всех предприятий сервиса.

  1. 2.              Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, в т.ч. эксплуатация оборудования. В этой области необходимо руководствоваться строительными и санитарными нормами и правилами. Сегодня наметился ряд направлений доработки этих документов, связанных со строительством и эксплуатацией современных похоронных комплексов, в том числе крематориев, останкохранилищ и т.д., вопросами безопасности сотрудников и т.д. В этой связи уместно отметить необходимость формирования российской похоронной архитектуры. Необходимо отметить устойчивую современную тенденцию участия негосударственного сектора в инвестировании строительства похоронных объектов (крематориев, траурных залов, останкохранилищ, похоронных комплексов и т.д.).
  2. 3.              Эксплуатация территорий, в т.ч. строительство кладбищ, ландшафтная архитектура мест захоронений, подготовка территорий (дренаж), благоустройство, озеленение и уборка. Здесь перемены грядут в связи с признанием особого статуса кладбищ как мемориальнопарковых зон, устройством мемориалов, склепов, семейных

(родовых) захоронений, внедрением новых форм обслуживания и благоустройства территорий мест захоронения.

3.1    Погребение: подготовка места захоронения, в.ч.

колумбарной ниши, копка могилы, технология захоронения (гробом в землю, кремация, захоронение в воду, разве

Яндекс.Метрика РосФирм.Рейтинг